ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО АРТ ДЕКО

Стиль Артдеко впервые заявил о себе к началу 1920 годов во Франции, затем распространился в США и большинство стран Европы. После Первой мировой войны в обществе произошло значительное смещение приоритетов, ускорился ритм жизни, и, следуя требованиям времени, женщины оказались вынуждены научиться выполнять мужскую работу. Когда представляешь себе женщину 30-х годов, воображение рисует коротко остриженную даму, окутанную
облаком сигаретного дыма, наравне с мужчинами умеющую водить автомобиль, но при этом не отказавшуюся от изысканных украшений и нарядов. Они лишь стали другими – исчезла сложность и витиеватость стиля модерн, а на первый план вышла простота и практичность.

В ювелирном искусстве стали преобладать четкие геометрические формы, подходящие по стилю к одежде нового времени. Жорж Фуке, один из самых известных ювелиров Парижа того времени, впоследствии ставший пионером нового направления, в своей статье «Современное ювелирное и высокое ювелирное искусство», опубликованной в журнале «Фигаро» за июнь 1929 года, пояснял предпосылки рождения стиля Артдеко таким образом: «Сегодняшнюю жизнь характеризует скорость. Композиция ювелирного украшения должна быть понята мгновенно, оно должно быть выстроено из простых линий, свободных от аффектации и поверхностных деталей».

После Международной выставки декоративных искусств и промышленности в Париже в 1925 году, стало понятно, что новый стиль приобрел чрезвычайную популярность в обществе, и стал, помимо ряда стран Европы, активно завоевывать Америку. Но все же центром рождения Артдеко стал именно Париж. Здесь находились лучшие ювелирные дома, такие как Картье, Меллерио, Фуке, Леклюш, Фонтана, «Линзелер и Маршак», Ван Клиф и Арпелье, Шоме, Тиффани, Тамплие и другие. Многие из их удерживают лидерские позиции на рынке ювелирных изделий и сейчас.

В своих изделиях мастера отошли от нежной и тонкой декоративной флористики модерна, акцентируя внимание на геометрических цветовых пятнах. Цвет сам по себе стал самодостаточным декоративным элементом. Из различных комбинаций полудрагоценных камней – топазов, аквамаринов, горного хрусталя, янтаря или бирюзы иногда создавались целые плоскости. А сочетание перламутра, кораллов, оникса и китайского жада складывалось в причудливые восточные мотивы, что в то время было очень модно. Даже если в комбинациях камней и других материалов просматривались стилизованные цветочно-фруктовые композиции, они все равно имели четкие геометрические линии.

Ювелиры ар деко сочетали, казалось бы, несочетаемые материалы – прозрачные камни с непрозрачными, либо использовали в одном украшении драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Стиль требовал смелости решений и нестандартности подходов. Жорж Фуке в брошах использовал одновременно аквамарины и топазы, бриллианты и эмаль. А его сын и продолжатель династии, Жан Фуке, создал серию украшений, даже отдаленно не похожих на то, что делалось раньше. Его броши из слоновой кости, украшенные черным ониксом и кружками из белого золота, хранятся сейчас в собраниях Парижа и Нью-Йорка.

В изделиях другого известного ювелира, Раймона Тамплие, чувствуется явный конструктивизм. Он отделывал строгие геометрические элементы своих изделий яркой эмалью или лаком, что создавало необычайные цветовые эффекты.

Многоцветие Артдеко было интенсивным, бросающимся в глаза, ярким, подчас даже грубым. Драгоценные и полудрагоценные камни обрабатывали по-разному – в форме багетов, трапеций, бочонков, квадратов или кабошонов неправильной формы. Все эти виды огранки часто можно было увидеть в одном изделии одновременно. Такие комбинации создавали неповторимые цветовые и световые эффекты.

Наиболее активно использовались три материала – горный хрусталь, лак и эмаль. Обработанный лаком горный хрусталь приобретал бархатистую поверхность и хорошо смотрелся в сочетании с золотом и цветными камнями, либо же служил фоном для бриллиантов.

В моду вошли длинные жемчужные ожерелья. Они несколько раз оборачивались вокруг шеи или свисали сзади, украшая вырез вечернего платья. Жемчуг сочетали с черным хрусталем, бирюзой, ониксом, кораллами, часто нанизывая камни вперемешку.

Одними из самых популярных украшений были кулоны. Они могли, подобно броши, украшать отворот или лацкан, либо прикреплялись в конце длинного ожерелья. Как и все прочие ювелирные изделия того времени, кулоны имели строго геометрическую форму, или же выполнялись в виде стилизованных мотивов, например вазы с букетом.

Дому Фуке принадлежит весьма своеобразное геометрическое решение - золотые или платиновые диски, покрытые выгравированными кругами полосами, на которых были закреплены большие цветные камни – аквамарин, топаз или цитрин. Такие элементы очень напоминали детали машин, что вызвало крайне негативные отклики в традиционной прессе. Печатные издания напоминали мастерам, что женщина должна оставаться женщиной, и не носить на себе шурупы и гайки.

Браслеты были двух типов – длинные узкие «кружевные» ленты, и широкие массивные, подчеркивающие нежность руки их обладательницы. Идеи для изготовления широких браслетов черпались из наследия мастеров Древнего Египта и Персии, в них использовались цветные металлы, камни и полихромные эмали.

Поскольку большинство женщин носило короткую стрижку, для придания овалу лица более нежных очертаний, дизайнеры разработали длинные каплевидные серьги, часто представляющие собой каскад бриллиантов. Женщины больше не украшали прически гребнями, вышли из моды шляпные шпильки, эгреты и тиары. Вместо них на коротких волосах носили ленты, щедро усыпанные камнями.

Кольца превратились в массивные блоки. Их часто надевали по несколько штук на руку. По дизайну они тоже часто были весьма технократичны. Как и кулоны, кольца напоминали детали станков и становились объектом критики со стороны тех, кто предпочитал высокое ювелирное искусство.

Богатое воображение ювелиров постоянно рождало новые и новые идеи. Особенно благодатным простором для фантазии было изготовление брошей. Им надлежало прикрепляться к шляпкам, плечикам, поясам и лацканам. Брошь могла представлять собой полностью абстрактную композицию, сочетание кругов и прямоугольников, а могла быть изготовлена в виде забавных мотивов – скотч-терьеров, наездников верхом на лошади, или же вполне серьезных японских храмов, египетских сфинксов. Также предлагалось множество вариантов в виде букетов цветов, корзинок с фруктами или фонтанов. Наивысшим шиком была многоцветность, поэтому все элементы изготавливались из разных камней - в одной броши соседствовали изумруды, бриллианты, рубины и сапфиры.

Но, несмотря на разноплановость, броши Артдеко можно было разделить на несколько видов, объединенных общими стилистическими чертами. Например, двойная планка, разделенная на две симметричные вещи; брошь-пряжка с центральным кольцом из яркого камня в круге, декорированная цветочными мотивами; брошь-фибула – одна их древнейших форм застежки; или же заколка «жабо», специально для шляпки или лацкана пиджака.

Визитной карточкой Дома Фуке была брошь в виде пластин. Квадраты плотно подогнанных друг к другу бриллиантов чередовались в ней с поверхностями неполированной платины. Эти элементы могли быть отделаны черной, синей или красной эмалью.

Каждый ювелирный дом имел свою мастерскую и сотрудничал с несколькими дизайнерами. Иногда привлекались художники со стороны, которым принадлежали новые оригинальные идеи, тяжело осуществимые технически. После совместного обсуждения эти идеи адаптировались к особенностям производства и воплощались в изделиях. Такой обмен творческими разработками помогал расширять ассортимент и удовлетворять покупательский спрос на новые дизайны. Многие мастера работали с разными Домами, Например, Верже – с домами Бушерон, Ван Клиф и Арпелье; Картье и Марзо; Пинсон – с Бушероном, «Линзелер и Маршак», Марзо; Рубель – с Ван Клиф и Арпелье, Леклюш, «Линзелер и Маршак», Бушерон и Марзо. Примечательно, что на Международной выставке Декоративных искусств 1925 года имена дизайнеров впервые указывались рядом с названием фирмы.

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы первыми узнавать о новых поступлениях